Личность \ Bloggers

Моя дочь учится в Австралии

Наталья Сухарева,
генеральный директор компании Здравица

Мне нравится статья! 1

О том, как пришло решение отправить дочь учиться на далёкий континент, с какими трудностями пришлось столкнуться и почему детям из обеспеченных семей сложнее найти себя и реализоваться как личности.

Почему именно в Австралии — не самый важный вопрос этого поста. В данном случае выбор был обусловлен более приятным климатом, чем в Англии, менее дорогим обучением того же качества, и нам просто понравился Сидней, как и Карине.

Основной вопрос — зачем мы отправили её учиться за границу

Современное российское образование — это в основном знания, которые редко у кого удерживаются в голове, особенно гуманитарной направленности. Сужу об этом по себе и по многим отзывам других людей. Оно скорее повышает уровень культуры, учит находить информацию и пользоваться ею. Это немало, но можно за те же годы точно получить больше.

Сейчас Карина получает:

  • более современное образование. Оно цельное, глубокое, показывает разные пласты и уровни вопроса. Изначально был выбран Бизнес-факультет, чтобы получить максимально универсальные знания и компетенции, увидеть спектр возможностей. Обучение построено не на заучивании материала, а на формировании своего мнения, умении аргументировать его и отстоять позицию в случае спорной ситуации;

  • свободное владение языком. В идеале ещё один дополнительный язык, но это пока не реализовалось, приоритеты оказались в другой области, хотя возможность есть;

  • общение со сверстниками и преподавателями из разных стран и культур;

  • ориентационные курсы от реальных компаний, возможность практики в них.

Реальное личностное самоопределение

Одной из самых серьёзных проблем воспитания детей в обеспеченных семьях очень часто является их нереалистичный взгляд на себя и на мир, несамостоятельность и привычка рассчитывать на родительские деньги, связи, статус и авторитет. Отрыв же ребёнка от родительской семьи создаёт реальную необходимость искать себя, самоутверждаться, формировать свои способы взаимодействия с людьми, учиться по-настоящему дружить, любить, общаться.

Некоторые родители финансируют за границей все прихоти своего ребёнка. Я считаю это неправильным, так как тем самым они исключают возможность понять сколько стоят деньги.

У нашей дочери ограниченный бюджет, рассчитанный не совсем по минимуму, но явно без излишеств. Всё, что она хочет сверх этого, должна заработать сама или аргументированно попросить у нас. Причём без отказа обычно проходят только траты на здоровье. Остальное не факт, что согласуем. Как в реальной компании или обычной семье: там бюджет-то везде ограничен, и нужно научиться это понимать. И она подрабатывала тогда, когда это не мешало учебе.

Самостоятельность

Понятия: бюджет, переезд, проведение интернета, оформление документов. Просто жизнь без родителей: готовка, уборка, закуп продуктов, сравнение цена-качество по похожим услугам. Не все дети сталкиваются с этим иногда до супружеской жизни — всё ложится на плечи родителей и домашнего персонала. А ведь это и есть часть успешной социализации.

Моей дочери изначально пришлось непросто: я требовала самостоятельно искать себе репетиторов, когда она захотела учить новый язык, оформлять документы, когда она решила изменить себе имя, и так далее.

Мультинациональное общество

Может быть, это не всем важно, а мне — да. Считаю, что если есть возможности, то нужно становиться «человеком мира» — при желании работать в разных странах и культурах, понимать, что есть кардинальные различия. Умение эти различия учитывать при общении — очень важная часть коммуникативных навыков, а коммуникация сейчас — основа успешности, а, возможно, и счастья.

Как это начиналось?

Мой муж всегда хотел, чтобы наши дети учились за границей. Я хотела, но побаивалась. Не столько оторвать от себя ребёнка, сколько того, что не справится, и это станет проблемой для всех. Готовить её к мысли о том, что она будет учиться за границей, мы начали заранее. С 12 лет каждое лето Карина отправлялась в языковые лагеря (Мальта, Англия, Австралия, Филиппины). Штаты мы сразу не рассматривали по причине фаст-фуда и «того» менталитета. В Австралии всё равно проблемы с едой и менталитет тоже «не тот», но на тот момент Сидней ей понравился больше всего. Правда, когда в 15 лет мы серьёзно заговорили об учёбе за границей, всё было воспринято в штыки, в том числе «благодаря» тому, что я как-то раз неудачно пошутила: «Сбагрим тебя, дорогая, за границу, дабы не наблюдать твои подростковые изыски». Нежная детская психика услышала слово «сбагрим» и долго не могла оценить перспектив, которые даёт заграничное образование.

Мы начали подготовку к экзамену в языковой школе в Новосибирске. Но запараллелить этот процесс с текущим обучением не получилось: нагрузки привели к переутомлению и критичному нервному напряжению. Решили переиграть. После девятого класса Карина в школу больше не пошла. Мы начали готовиться к поступлению в австралийский колледж Taylors, по-моему, единственный интернациональный колледж в Сиднее (аналог high school). То есть вместо того, чтобы учиться в 10-м классе, Карина 1,5 месяца ежедневно занималась только языком: словарный запас, разговорный и подготовка к языковому экзамену. В октябре 2010 года она сдала экзамен и стала ждать отъезда.

В феврале 2011 года мы отвезли Карину в Сидней и устроили в её новой семье. До 17 лет дети могут жить только на homestay — в специальных семьях, которые принимают студентов за деньги. Потом можно жить в общежитии, а с 18 можно самостоятельно или с подругами снимать квартиру. Тогда же прекращается надзор за ребёнком, а до этого родители получают отчеты от кураторов и информацию об оценках.

Карина попробовала все виды проживания: сменила несколько семей, пожила одна, снимала квартиру с подругой и с парнем, хлебнула всех сложностей, связанных с совместным проживанием.

Два года она училась в колледже, потом можно было окончить 12-й класс там же или перейти на подготовительный курс в конкретный Университет. Мы выбрали второе. Затем экзамены, и сейчас она студентка UTS (это Сиднейский технологический университет).

Какие проблемы?

  • Расстояние. Перелёты длинные и дорогие.

  • Обратная сезонность: если проводить летние каникулы дома, то это отсутствие лета, потому что когда в Австралии лето — у нас зима.

  • Языковой барьер преодолим, но всё же создаёт свои сложности. У ребёнка должна быть достаточно крепкая психика, чтобы справиться с такой усложнённой социализацией.

  • Там другой ритм жизни, другие правила общения — больше индивидуализма, меньше обязательности. Австралийцы часто простоваты, азиаты совсем другие, русские (те, что из богатых семей, не ограниченные в средствахбеспечны и неинтересны.

  • Одиночество. Не все дети сразу могут обзавестись друзьями. Подростки других национальностей и даже русские из других городов дружат по-другому. Не просто найти «своего» человечка в этом возрасте и в ограниченном кругу, а друзья очень нужны в этот период. Тут надо поддерживать ребёнка по мере возможностей. Я, кстати, не сразу это поняла, к сожалению...

  • Еда. Австралийцы едят и готовят по-другому. Редко какая семья может обеспечить здоровую пищу. Многие там поправляются из-за фаст-фуда и смены режима питания или начинают есть сладкое в попытке получить чуть больше эндорфинов.

  • Медицина там отвратная, всё лечат нурофеном и антибиотиками. Карина лечится тут и увозит с собой лекарства, а если они кончаются, то там купить их непросто.

  • Интернет, как правило, плохого качества, даже скайп с видео не всегда пробивает, особенно в семьях и кампусах.

Что сейчас?

В какой-то момент ей наконец-то стало интересно. До этого она училась в относительно тепличных условиях: требования к ученикам были выстроены из расчёта средних учеников, а азиаты плохо знают языки и им сложнее учиться в западной системе. Карина всегда была в тройке лучших по всем предметам. 

В первый же месяц университета началась ориентация от реальных компаний, разъяснения, что они будут учить, и ей всё понравилось. Сказала она так: «Рассказали бы они это 3 года назад, было бы больше мотивации к учёбе! Но посмотрим, как будет в реалиях. Красиво рассказать— это же не факт, что так и будет на самом деле».

Сейчас она перевелась на маркетинг и готовится к обучению в Боготе (студентам дают возможность попробовать учёбу в университетах других стран). Колумбия стала интересной потому, что быструю карьеру можно сделать только в странах третьего мира. Австралия защищает свой рынок от иностранных работников, и найти там работу по профилю крайне непросто.

Она свободно разговаривает, пишет и читает на английском, она дружит с ребятами разных национальностей, ей интересна учёба. 

Но это не значит, что всё так радужно. Первые три года ей было скучно и одиноко. Да, она хорошо училась, но здоровье было не очень. Она часто говорила мне, что ей плохо, а я испытывала чувство вины, что ничем не могу помочь.

Дочь явно повзрослела и научилась многим вещам, которые дома просто были не нужны. Она научилась жить в условиях реальных ограничений. Она поработала в барах и ресторанах, с появлением машины поработала няней, менеджером в b2b компании. И кстати, до машины она ездила на общественном транспорте и велосипеде.

Но я считаю, это того стоит. Я очень надеюсь, что именно там она сможет стать собой, а не дочерью, которая обязана «соответствовать» матери. Именно там поймёт цену отношениям, людям, знаниям. И в результате получит выбор: как и где жить, с кем и на каком языке общаться, кем быть и куда стремиться. Нам важно, чтобы у неё была мотивация двигаться вперёд, реализовываться, зарабатывать и достигать новых вершин, уровня знаний, комфорта, но не за счёт родителей, а за счёт своих собственных сил. Мы хотим, чтобы Карина смогла найти себя и состоялась как личность!

Фотографии предоставлены Натальей Сухаревой

Instagram: natalya.sukhareva 

Поделиться
Мне нравится статья! 1

реклама

ВКонтакте Instagram Facebook