Личность \ Интервью/персоны

Анастасия Безносова-Близнюк. Машина времени Академгородка

Анна Горбунова

Мне нравится статья! 1

Владелица Музея-квартиры Анастасия Безносова-Близнюк в отдельно взятой квартире пытается сохранить атмосферу Академгородка юности своих родителей. Здесь же территория её личной свободы, где есть место и квартирникам, и стилизованным вечерам, и коллекции ретро-одежды.

Смотрю: на людей вокруг.

Читаю: семейные саги: «Хождение по мукам» Толстого, «Московская сага» Аксёнова. Нравятся книги современных писателей Дины Рубиной, Людмилы Улицкой. Но самая любимая с детства — трилогия Бруштейн «Дорога уходит вдаль», и с юности перечитываю «Доктора Живаго» Пастернака.

Люблю: делать то, что хочу: проводить вечеринки, музицировать с оркестром, находиться в компании единомышленников.

Боюсь: несчастных случаев. Они могут привести к тому, что время, которое я уделяю чему-то интересному, придётся перераспределить и тратить на добывание самого необходимого. Если у меня не станет возможности быть активной, это будет ужасно.


 Вы пришли немного раньше, — доносится голос хозяйки из-за занавески, которая отделяет просторную гостиную от зоны кухни. Сейчас время владелицы Музея-квартиры Академгородка Анастасии Безносовой-Близнюк расписано поминутно. Хозяйка выносит чай в узорчатом металлическом подстаканнике (привет, СССР!) и тут же исчезает за занавеской — сегодня вечером в Музее ужин в советском стиле, нужно успеть приготовить угощения для гостей. 

Получается как будто две жизни. В одной Анастасия Близнюк работает в международной ИТ-компании. А в Музее становится Анастасией Безносовой, дочерью известного шестидесятника, одного из создателей «Клуба под Интегралом» Германа Безносова. 

 Моя тяга к прошлому проявлялась ещё в школе. Я приносила на квартирные вечеринки пластинки танго и вальсов и предлагала одноклассникам «дискотеку» в стиле 40-х. Представляете? Подростки 80-х танцевали под «Брызги шампанского». Почему мне это позволяли? Не понимаю.

 А Вам никогда не казалось, что Вы родились не в своё время?

Я бы не хотела жить в другое время. Это похоже на тягу к лицедейству, когда актёры проживают жизни многочисленных героев. Наверное, это мой случай. Стилизация для меня — игра, довольно лёгкая в реализации. Не нужно, как актёру, подписывать контракты. Хочешь — делаешь сегодня, не хочешь — завтра. Независимость важна. Поэтому и музеем я пока занимаюсь как хоббилюбой официальный статус налагает обязательства.

 Но почему собственно Музей, а не клуб или бар со сценой?

Мне кажется, люди пресыщены заведениями общепита. Хотя многие клубы предлагают ещё и дополнительные интеллектуальные и культурные развлечения, мы возвращаемся к встречам-квартирникам, причём именно на домашних, частных кухнях. Может быть, потому что наше поколение доросло до собственных просторных квадратных метров.

 Многие считают, что Вы просто хотите здесь закрыться, «законсервироваться».

Мне очень дорог Городок прошлого. Я не могу остановить (да и не хочу, нельзя тормозить развитие) процесс изменения его старого облика — снос беседок и ветшание лавочек. Но мне по силам воссоздать атмосферу в отдельно взятой квартире и наслаждаться воспоминаниями в своё удовольствие. Я осознаю, что чрезмерное увлечение прошлым может привести человека к роли «городского сумасшедшего», вечно одетого в ретро-наряд. Но если делать это со здоровой долей иронии, реализовывать своё хобби в проведении костюмированных вечеринок, увлекать перевоплощением других, то здравый смысл удастся сохранить.

 Особый вопрос вызывает увлечение «ретро». Вы вполне могли бы себе позволить современные вечеринки в костюмах от Prada, но решили переодеваться в ретро из секонд-хэнда.

Любая вечеринка должна нести какую-то идею. Идею Prada? Конечно, нет. Хотя у меня есть такие вещи в гардеробе. Особенно из докризисного времени, когда многие бизнесмены покупали дорогущую одежду. Все мои очки, сумки, обувь стоили каких-то бешеных денег. Я рада, что сейчас в моём ближайшем окружении людей с такими привычками нети у меня нет повода упрекнуть близких, что разницу между новой вещью от дорогого бренда и моделью, найденной в секонд-хенде, можно потратить на благотворительность.

 Хорошо, оставим вопрос брендовой одежды. Вам не интересна современность?

Я в курсе всего, что происходит вокруг — слежу за событиями в обществе, культуре, инновационном бизнесе, которым занимаюсь. Горжусь, что застала расцвет ИТ-индустрии в России и появление новых технологий в регионах. А опыт проведения маркетинговых бизнес-событий дал мне навык организации общественных мероприятий. И это стало моим увлечением. Исчез интерес к театру и кино — мне жалко времени на пассивное восприятие чужих идей, а тем более на их обсуждение. Но могу назвать все премьеры, их авторов и сюжетымониторю информацию. Может быть, мне не хочется делать, как вседаже в юности я принципиально читала модные книги с опозданием.

 Но Музей, насколько я понимаю, перерос границы простого увлечения. В чём Вы видите его миссию?

В сохранении информации, истории и по возможности традиций Академгородка. У нас нет сейчас другого места, где бы аккумулировались эти знания, факты, легенды, предметы, вещи, возможности их увидеть и потрогать.

 Это требует неимоверного количества сил и времени... 

Это действительно занимает всё свободное время. И счастье, что в этом хобби мне помогает мой муж Александр. С ним мы и познакомились благодаря музею — он реконструктор Второй мировой войны, участник поискового движения России, увлечённый историей человек. Всё сложнее планировать нашу общественную деятельность — запросы поступают настолько часто, что приходится следовать интересам тех, кто обращается, очень трудно отказывать людям, если мы видим, что их интерес к Академгородку искренний и глубокий.  

 В одном интервью Вы рассказали о запомнившейся статье в Esquire: у людей спрашивали, что бы они хотели успеть, пока живы. Тогда вы сказали, что мечтаете о Музее Академгородка. Теперь он существует. Что ещё? 

Теперь я хотела бы, чтобы Музей существовал на большей площади. Потому что он перерос границы и времени, и места, и возможностей. Хотела бы участвовать в проектах, которые не ограничиваются Академгородком и Новосибирском. Нам есть, что показать. 

 Не боитесь, что тогда исчезнет шарм маленькой советской квартиры, в которой собираются друзья? 

Не боюсь, потому что атмосфера (скажу без ложной скромности) — то, что я умею создавать. Боюсь, что лет через пять, как говорят коллеги-музейщики, может пропасть кураж. Но надеюсь его не потерять. В нашем музее коллекция коллекций, всегда можно сосредоточиться на чём-то более глубоко, будь то тема джаза, бардовской песни, изданных об Академгородке книг или снятых фильмов. Прошлым летом я выступила в роли консультанта в создании документального спектакля «Элементарные частицы», который номинировали на «Золотую маску». И мне кажется, интерес к прошлому Городка науки будет расти, и наш музей поможет сохранить атмосферу этого уникального места.

Фотографии предоставлены Анастасией Безносовой-Близнюк

Поделиться
Мне нравится статья! 1

реклама

ВКонтакте Instagram Facebook