Личность \ Интервью/персоны

Цирк никогда
не отпустит

Мария Пинчук,
руководитель спецпроектов

Мне нравится статья! 16

Закрытый мир, в который невозможно попасть простому зрителю. Секреты, которые хранятся, как семейные тайны. Труд, который скрывается за счастливыми лицами артистов, выполняющих смертельно опасные номера. Приоткроет красный занавес жизни цирковой труппы танцовщица Цирка Гии Эрадзе. Встречайте, на манеже — Евгения Кабанова!

 Евгения, как попадают в эту профессию? 

Большая часть коллектива — это династии. Мама и папа работали в цирке, и дети следуют их примеру. Также приходят танцовщики, гимнасты и акробаты. Для каждой роли под куполом нужна специальная подготовка. Я занималась танцами и пришла на кастинг в родном Екатеринбурге. Туда приехал цирк Гии Эрадзе, и меня сразу взяли на работу. Родители мои были против такой специализации, ведь я часто нахожусь на арене с дикими зверями, часто со мной на манеже присутствует медведь. И нужно всегда быть начеку и боковым зрением контролировать близость животного. У нас есть правила безопасности, но часто случаются всевозможные трагедии. Даже я как-то падала с верблюда, и меня увозили в больницу. Но самое обидное в этом — падать при зрителях. 

В цирке работают те, у кого отсутствует чувство страха, они сознательно понимают, что это крайне опасная профессия. Часто случается, что люди приходят в цирк и очень быстро понимают, что это не их призвание. Из-за этого происходит большая текучка кадров, но определённый костяк всё равно сохраняется. Мы каждый день тренируемся: упражнения на растяжку, хореографические постановки. С нами работают профессионалы из Москвы, а также наш постоянный хореограф. В неделю бывает по 4-5 спектаклей, мы обязательно работаем в выходные. В субботу и воскресенье всегда по 2 представления.

 Как в таком насыщенном графике тебе удалось найти время на рождение ребёнка? 

Гастроли цирка проходят так, что каждый месяц мы находимся в новом городе. И как-то мы приехали в город Новосибирск и вечером отправились с подругой в местное караоке, где со мной и познакомился мой будущий муж. Ради него мне пришлось уйти из цирка, мы сыграли свадьбу, и очень быстро на свет появился наш сын. Но потом я опять вернулась на арену. Цирк никогда не отпускает людей, все всегда возвращаются. Случалось такое, что танцовщицы уходили по 4 раза, давая слово, что больше не вернутся, но проходил год, и они становились снова частью этой яркой жизни. Мой сын приходил смотреть на меня, но он слишком маленький и с трудом мог меня вычислить среди всего творящегося на манеже. В цирк нужно ходить ребятам от 4 лет, чтобы они понимали, что происходит на арене.

 Что самое сложное в этой работе? 

Как в любой работе: если ты живёшь этим делом, и оно доставляет удовольствие, то многие негативные моменты сглаживаются. Я не представляю себя за работой в офисе на должности специалиста по продажам. И для меня любая другая работа будет сложной. Я не смогу сидеть на месте и перекладывать бумажки. Несмотря на тяжелейшие физические нагрузки, травмы и усталость — цирк моё любимое дело. Есть сложности у тех, у кого есть дети. Это постоянные переезды, школа на месяц, кочевой образ жизни — это не самое лучшее, что может случиться с ребенком. И я против этого. 

Для тех, кто думает, что цирк — сплошная романтика, могу сказать, что это и одиночество. Ведь мы варимся все в одном котле, и пары образуются из тех, кто находится в нашем коллективе. Некоторые встречаются только из-за того, что нет другой альтернативы. Я в своё время хотела бросить эту работу, потому что мне никто не нравился. Но, видимо, вселенная меня услышала, и в период крайнего отчаяния найти любовь я встретила будущего мужа. 

Также у такой работы ранняя пенсия. В 40 лет артист уже смотрится не так эстетически привлекательно в свете софитов. Но больше ему идти, как правило, некуда. И с арены цирка он переходит в ассистенты, костюмеры или осветители. Это сложно, ведь амбиции не уходят с годами, и хочется быть в центре внимания всегда. Есть, конечно, исключения, но вряд ли бабушка или дедушка смогут дать зрителям необходимые эмоции.

 Часто ли случаются романы между цирковыми? 

У нас немаленький коллектив, порядка 100 человек, каждый месяц в разных городах, мы всё время вместе, и, как правило, все семейные пары образуются именно в нём. И такие случаи, как у меня, бывают крайне редко. Ещё пары образуются после знакомства на фестивалях, и тоже между цирковыми. В нашей профессии вариантов немного. (улыбается) Но в моём случае я пошла в цирк, чтобы вылечить своё разбитое сердце. Так совпало, что в трудную минуту приехал цирк с кастингом, и работа на манеже стала для меня глотком свежего воздуха. 

 Бывают ли конфликты между артистами? 

Цирк — это мир импульсивных людей, где каждый лидер с собственным «я». Если между цирковыми есть конфликты, то они проходят очень эмоционально. Мужчины могут подраться до синяков, что доставляет немало работы гримёрам. Девушки же тоже способны потолкаться, особенно ярко проходят конфликты между теми, у кого есть неприязнь. Но мы стараемся пресекать такие моменты. У нас нет дедовщины, и мы всегда помогаем новеньким влиться в коллектив и отрепетировать программу.

 Как муж относится к твоей профессии? 

Когда мы только познакомились, и я сказала, что моя жизнь связана с цирком, он проявил большой интерес к моей деятельности. Всё стало сложнее, когда я сказала, что мне нужно уезжать. Также существовал негатив к тому, что я выхожу в очень открытых нарядах. И мне пришлось покинуть цирк. Но после того, как родила нашего сына, я туда вернулась. Здесь у меня был козырь: так как мой муж футболист, я предложила ему представить жизнь без футбола и провести аналогию с цирком. В итоге я оказалась снова на арене. Ну, соответственно, от выходов в откровенных костюмах я тоже отказалась.

 А в этой профессии можно заработать на жизнь?

Да! Я не знаю, сколько получают артисты другого коллектива, но наша труппа свою заработную плату всегда получает вовремя. Покидая цирк, артист вряд ли где-либо сможет зарабатывать столько денег, сколько он зарабатывает под куполом. 

За место в труппе все держатся. Эта работа даёт тебе семью, возможность путешествовать, основная деятельность у нас по выходным, она не нудная и есть место для творчества.

Многие считают нашу работу несерьёзной и несложной, но вся их легкомысленность заканчивается тогда, когда скептики попадают на репетиции. Мы репетируем с утра до вечера. Перед программой в новом городе репетиция начинается в полдень, а заканчивается в 2 ночи. В том и смысл, чтобы всё смотрелось легко и непринуждённо. Но на самом деле это великий труд.

 Когда-нибудь хотелось изменить квалификацию, например, из балета в укротители?

Когда приходишь в цирк, то тебе хочется всё! (улыбается) Конечно, были такие мысли. Моя подруга — дрессировщица львов, тигров и леопардов, но когда смотришь процесс не на представлении, а на репетиции — ты понимаешь твоё ли это дело. Для себя я решила, что не смогу. Здесь от тебя ничего не зависит, поведение животных совершенно непредсказуемо. Казалось бы, совершенно спокойный зверь может наброситься на тебя без видимых на это причин. Чтобы работать с животными, нужны необыкновенная выдержка, терпение и множество знаний (то, как их выращивать, знать болезни, принципы правильного кормления и занятий). Всё происходит в считанные секунды, и это очень страшно. Возможно, я бы попробовала сменить амплуа, но не сейчас, когда у меня семья и ребёнок.

 Мечтаешь ли работать в Цирке дю Солей?

Никогда об этом не мечтала! Этот цирк выжимает людей, это очень тяжело. Да, это потрясающие талантливые артисты, акробаты, жонглёры, но отношение к ним нечеловеческое. И я не уверена, что те нагрузки, которые они переносят, стоят той славы и денег, которые они получают. Чтобы работать там, нужно быть помешанным на цирке. Всем сердцем любит своё дело наш руководитель. Он живёт в цирке, постоянно совершенствует команду, не жалеет средств и души для неё. И, скорее всего, именно поэтому наш цирк считается самым лучшим в России.

Фото из личного архива Евгении Кабановой. Фото обложки: Steven Meisel

Поделиться
Мне нравится статья! 16

ВКонтакте Instagram Facebook