Личность \ Карьера/бизнес

Один день с ...
артистом балета Михаилом Лифенцевым

Даша Демакова

Мне нравится статья! 14

Звезда балета Оперного театра Михаил Лифенцев, известный своей фантастической техникой и темпераментом, исполнитель партии Красса в постановке «Спартак», сегодня в рубрике «Один день с...». Он рассказал о соперничестве в театре, о том, чем занимаются артисты после выхода на пенсию, и о мужчинах в балете.

 Как вы пришли в профессию?

Моя старшая сестра — балерина. Танцует в Оперном театре, преподаёт для начинающих молодых танцовщиков и для артистов балета. Я никогда в детстве не мечтал о балете, но в 11 лет мама отдала в балетное училище. До этого я занимался тхэквондо, была спортивная растяжка. Сначала балет мне был совсем не интересен: я смотрел на часы и ждал, когда уже закончится занятие. И однажды меня выгнали из танцевального класса за неуспеваемость, и это, конечно, сильно задело, замотивировало. Захотелось доказать, что я могу, я не лентяй. Уже тогда, в детстве, чувствовалась конкуренция, мы старались показать педагогу, кто больше старается, потеет, отжимали футболки и прочие глупости творили. К 14-15 годам я начал ходить в театр как зритель, и мне, наконец, это стало интересно. С возрастом стал «с головой работать» на занятиях, на результат, более осознанно, потому что стала понятна конечная цель.

 Что самое сложное в вашей профессии?

Во-первых, физическая нагрузка. И конечно, ответственность, эмоциональная нагрузка, потому что бывают очень сложные спектакли. Перед ними всегда волнуюсь, переживаю, на настроение влияет даже погода. И каждый выход как в первый раз. Реально тяжёлая профессия. Артист балета — это и актёр и танцовщик. Каждая партия — это игра, характер. Самый сложный для меня спектакль, безусловно, «Спартак», партия Красса. Сложная физически и эмоционально. За два дня до выхода уже чувствую напряжение. В то же время это и самая любимая партия: после спектакля невероятное чувство удовлетворения! Любовь зрителя, благодарность — это то, ради чего мы и выходим на сцену... Это дело я очень полюбил. Бывает, очень устаю, надо передохнуть. Но сцена как наркотик. Проходит неделя отпуска — и снова тянет, даже тело начинает ломать, хочется вернуться к привычному состоянию стресса. В отпуске нам, конечно, дают отдохнуть. И от разминок тоже. Но есть фанатичные балерины, которые каждый день ходят тренироваться в театр.

Многие считают, что артисты балета-мужчины только и прыгают в колготках по сцене, но на самом деле это как серьёзный профессиональный спорт: не каждый выдержит такие нагрузки.

У нас крепкий мужской коллектив, чувствуется сибирский характер, никаких нежностей.

 Расскажите про карьерную лестницу в балете?

Изначально артист приходит в кордебалет, то есть в массовые танцы. И здесь есть большая вероятность задержаться. Кто-то поднимается до сольных ролей и ведущих партий. В идеале это работает так: приходишь в училище, добросовестно работаешь, начальство должно это видеть. Важно быть стабильным, и руководители постепенно «повышают». Но у всех по-разному складывается: и удача, и случай, и подготовка — всё может повлиять на карьерный рост. Бывает, кто-то внезапно «выпал» из основного состава в партии, заболел, и нужно быстро ввести нового артиста на замену, тогда берут достаточно среднего танцовщика или балерину, дают партию «авансом». И смотрят, как он себя проявил на сцене, оправдал доверие или нет. Часто именно такие случаи служат толчком для продвижения до сольных партий.

 Какой у вас график работы?

Утренние уроки — обязательная программа, то, с чего начинается рабочий день. Наш график — это уроки, репетиции и сами выступления. Уроки проводятся каждый день, всё зависит от того, было ли накануне выступление с большой нагрузкой. В программу урока обязательно входят упражнения у станка, упражнения «на середине» и основная мужская часть — это прыжки. В месяц бывает до 10 спектаклей, к лету, конечно, полегче, поменьше. Свободное время есть, стараюсь провести его с семьёй: дочерью и супругой, она тоже балерина Оперного театра.

 В балете есть место дружбе?

С этим сложно, врать не буду. Да, дружба в балете есть, но чувство конкуренции, зависть, конечно, присутствуют. Главное, чтобы это была здоровая зависть, без дурости, без того, когда после хорошо станцованной партии конкуренту подкладывают битое стекло в пуанты или костюмы подрезают, в мировом балете были такие случаи. Здесь все очень эмоциональные, не для слабохарактерного это место.

 Хотели бы сменить деятельность на что-то более простое, где меньше нагрузок и стресса? Работать в офисе с 9 до 18...

Нет-нет. Конечно, у нас есть болезненный момент: наша профессия не долгосрочная. 36-38 лет — это пенсионный возраст в балете, потолок для работы на сцене. Но есть артисты и балерины, которые танцуют и в 40 лет, они в прекрасной форме, отлично выглядят. Я, честно, уже думаю, что рано или поздно всё-таки придётся сменить род деятельности (мне 26 лет), и, честно, пока не знаю, чем заниматься после балета. 

Бывает, ребята, которые стояли в кордебалете, после театра становятся успешными бизнесменами. Но есть примеры, когда артисты всецело отдавались профессии, а после театра потерялись, остались одиноки.

Эта работа много берёт, но и отдача колоссальная! Мне, наверное, хотелось бы после театра продолжить заниматься творчеством, может, преподавать или играть в драматическом театре... Время покажет. Как-то у дочки на утреннике попросили сыграть Деда Мороза, и, признаюсь, я очень волновался. Я привык на сцене выражаться языком жестов, «начать говорить» оказалось сложнее, чем я думал.

 В спектаклях позволяют импровизировать? Или всё выступление — это заранее выученные движения?

Да, конечно, позволяют. Есть много партий, которые нужно просто прожить, станцевать так, как чувствуешь. Например, моя партия «третьего лишнего» в балете «Жизель»: сначала я очень много делал специально, заучивал, и получалось искусственно, наигранно. Потом просто расслабился, успокоился, принял роль, и партия стала более естественной.

 Как отнеслись к ремонту Оперного?

Честно, мне нравится. Сделали хорошо, придали лоск театру. Я знаю, много было критики, но согласитесь, в театр теперь приятнее заходить. Сейчас более полные залы, несмотря даже на то, что цены на билеты поднялись. А для полного зала и танцевать приятнее: чувствуется отдача, энергетика мощная. Сегодня ходить в Оперный театр стало модно, и это очень положительные перемены.

 Есть партии, которые вы хотели бы станцевать? Есть желание покорить столицу?

Хочется станцевать много партий из мирового балета, у разных постановщиков, например, мне очень нравится Юрий Григорович и его «Легенда о любви». Также постановка Бориса Эйфмана «Красная Жизель», меня туда даже приглашали, но поехать не получилось. В нашем театре хотел бы станцевать балет «Баядерка», надеюсь, в ближайшем будущем получится. «Лебединое озеро», конечно. «Кармен» ...

Если предложат хорошее место в Москве, почему бы и нет. В тот же «Большой», но не на одну партию, а со стабильным репертуаром. При всём этом я очень люблю наш театр, горжусь, что танцую в нём. Чаще всего, если танцовщик востребован в своём театре, его, наоборот, «прячут», чтобы не переманили, скажем так...


Фото: Alex Tsiler, остальные предоставлены Михаилом Лифенцевым.

Поделиться
Мне нравится статья! 14

реклама

ВКонтакте Instagram Facebook