Личность \ Карьера/бизнес

Один день с... байером Яной Стрижаковой

Алёна Хитинкина

Мне нравится статья! 6

В рубрике «Один день с ...» мы беседуем с жителями нашего города, которые выбрали интересные или необычные профессии. Байер — волшебное слово, которое раньше можно было встретить лишь на страницах заграничных глянцевых журналов. Однако мода и желание жителей города быть в тренде не обошли и Новосибирск. Байер Escada Яна Стрижакова рассказывает, что её работа — это не светские вечеринки. О серьёзной и ответственной профессии, любви к работе и красивой одежде в интервью для читателей VOLNA magazine.

 Яна, расскажи, как ты стала байером? 

Я пришла в профессию без опыта работы, мне был 21 год, и тогда в Новосибирске открывался новый магазин Escada. Я смогла себя правильно презентовать, думаю, меня взяли благодаря врождённому стилю и желанию работать в этой сфере. Два года я была менеджером по работе с клиентами — оценив мои результаты, чувство вкуса и презентацию комплектов, мне предложили стать байером марки, и впервые я поехала на заказ в Мюнхен. С этого всё началось. 

 Можно ли где-то выучиться на байера? В России или за рубежом? 

Конечно, существуют школы, где известные стилисты делятся собственным опытом. Например, в Италии. Однако если в данный момент вы не можете позволить себе поехать учиться за рубеж, то это можно делать самостоятельно. Читать глянцевые журналы, изучать тренды, лукбуки. В наше время доступно практически всё, главное — захотеть. 

 Как проходит твой обычный рабочий день? 

В течение дня я нахожусь в магазине — это обязательно для байера. Мы делаем заказы четыре раза в год, но я ежедневно должна видеть и понимать, как работает вся система изнутри. Это нужный и важный опыт. Невозможно понять, что нужно клиенту, не общаясь с ним непосредственно, не зная о вкусах и желаниях. Я вижу, что покупают клиенты, какие оставляют отзывы об определённых вещах. Готовясь к заказу, мы всегда проводим аналитику: какие модели и размеры проданы, и по каким причинам одна вещь популярнее другой. Я должна знать это, чтобы при заказе понимать: одна модель является коммерческой, другая — продаваться не будет.

— Расскажи про выбор коллекции.

Четыре раза в год я езжу в командировки и отбираю новую коллекцию. Кстати, коллекции отбираются заранее, например, уже в июле этого года я еду за той одеждой, которая будет представлена в магазине летом 2017 года. Именно по этой причине нельзя выставлять в социальные сети фотографии из шоурумов – информация является конфиденциальной до того момента, пока коллекция не поступит в продажу.

 Твоя профессия требует огромного доверия, причём как со стороны работодателя, так и со стороны покупателя. 

Да, безусловно, на мне лежит большая ответственность, и я это прекрасно осознаю. Какая коллекция будет заказана, как она будет продаваться, какую прибыль получит компания — всё это ложится на мои плечи, и руководство, выбирая байера, оказывает этому человеку огромное доверие. К счастью, я его оправдала. (улыбается) Наверное, кто-то думает, что байером быть просто: светские тусовки, полёты за границу, отдых. Но это работа, требующая подготовки и больших умственных и физических затрат. Например, когда я прилетаю в наш шоурум, может быть такое, что в Новосибирске уже ночь, а в Мюнхене ещё рабочий день — шесть часов после самолёта я работаю, нахожусь среди одежды. 

 Получается, хороший байер — это обладание вкусом плюс знание экономики? 

Конечно, экономическая составляющая очень важна. Коллекции могут быть красивыми, иметь бешеную популярность где-нибудь в Испании, но у нас продаваться не будут. Можно влюбиться в шубку из перьев страуса, однако в нашем регионе её просто не получится адаптировать и продать, таким образом можно принести убытки своей компании. Важно разбираться в экономике: заранее составляется бюджет, и ответственность за коллекцию лежит на тебе.

 Мне кажется, в твоей работе очень важно внимание к деталям: цветовая палитра коллекции, размеры одежды. 

Детали — это невероятно важно. При выборе новой коллекции я ориентируюсь на то, что будет продаваться и пользоваться спросом в нашем городе. Новосибирск в плане моды всё-таки ещё зажат — мало тех, кто экспериментирует, кто готов одеваться по-другому. Да, мне самой может понравиться, например, болеро из пайеток, но купят ли его? Вряд ли. Сейчас в моде расклешённые брюки — это безумно красиво и женственно, но немногих можно встретить в них. Некоторые считают, что им не хватает роста, другие — что точёных фигур, на самом деле, важно подобрать ту модель, которая подойдёт вам. Для этого как раз нужны байеры и профессионалы, работающие в магазинах. 

 Какими качествами должен обладать байер? 

Безусловно, природный вкус, понимание того, с чем можно сочетать ту или иную вещь. Во-вторых, это умение презентовать одежду клиенту. Ведь суть нашей работы в том, чтобы с одним только топом найти максимум удобных и модных комбинаций и донести это до покупателя. Многие женщины уверены, что не могут носить ту или иную вещь, потому что им кажется, что у них полные руки или ноги, хотя на самом деле в большинстве случаев это не так. Нужно показать девушкам, как прекрасно они выглядят в правильно подобранном комплекте. В-третьих, это понимание работы системы в целом и потребностей города, анализ и оценка. Не каждую модель можно адаптировать в Новосибирске, какой бы красивой она ни была.

 Стиль — это нечто врождённое или же результат большого труда? 

Многие могут со мной не согласиться, но стиль должен быть в крови: либо он есть, либо его нет. Если стиль отсутствует, это не критично — его можно приобрести, просто нужно довериться. Например, стилисту или менеджеру по работе с клиентами в магазине. Вам всегда посоветуют и подберут что-то стоящее и индивидуальное. Кстати, многие ошибочно полагают, что можно быть стильным, одеваясь только в люксовых магазинах, но это не так. Есть в нашем городе магазины масс-маркета, которые предлагают неплохие коллекции, основанные на последних трендах, там работают люди, заинтересованные в том, чтобы помочь клиенту. 

 Яна, дай совет тем, кто мечтает стать байером. 

Во-первых, нужно знать английский язык — сейчас он нужен не то что за пределами страны, а за пределами города! Вертикальное движение по карьерной лестнице в любой международной компании возможно только при знании языка. Во-вторых, развивайтесь. Если нет возможности учиться в заграничных школах, начинайте с малого: листайте журналы, ходите по магазинам, следите за последними коллекциями. Не пытайтесь сразу занять должность байера — это невозможно. В работе с люксовой одеждой — это высшая ступень. Но, поверьте, быть байером даже интереснее, чем владеть магазином.

Фотографии из личного архива Яны Стрижаковой, а также Максим Востриков.

Поделиться
Мне нравится статья! 6

ВКонтакте Instagram Facebook