Стиль жизни \ Культура

«Голодные художники»

Алена Хитинкина

Мне нравится статья! 4

Художник-график, дизайнер, член союза художников России Александр Таиров рассказал читателям VOLNA magazine о современном искусстве, культурной среде Новосибирска и попытках изменить её в лучшую сторону.

С Александром я познакомилась на мероприятии «Ночь музеев», проводящемся в Городском центре изобразительных искусств. В большом зале, где были выставлены репродукции картин Фриды Кало, красивый мужской голос рассуждал об одной из них.

 Александр, расскажите, как возникла идея проводить арт-встречи?

Формат арт-встреч, проходящих в Центре искусств, возник абсолютно неожиданно. Проходила «Ночь музеев», где была выставлена одна из картин Рембрандта. О ней рассказывал другой лектор, но мне виделось всё иначе. А надо сказать, что у меня уже давно имелось желание делиться своими художественными знаниями с людьми. Проблема заключалась в том, что люди заходили в зал, слушали буквально две минуты и уходили. В тот момент я понял, что многие просто не понимают смысла картины. Люди видят лишь то, что изображено, не думая и не чувствуя шире. Позже мои ученики из студии изобразительного искусства попросили рассказать об этой картине — о её композиции и смысле. Уже в процессе я заметил, что за моей спиной стояли люди, внимательно слушающие меня. Главным фактором создания арт-встреч стали именно положительные отзывы наших гостей, желающих знать больше о художниках и их произведениях.

На следующий год в «Ночь музеев» проходила лекция о Ботичелли, мы посвятили весь зал его картинам. Было проведено три сеанса, причём достаточно успешно. И два года назад этот проект начал существовать в формате встреч, проходящих каждую первую субботу месяца. 

Это достаточно необычное явление для Новосибирска, поэтому оно интересно людям.

Мы охватили уже семнадцать художников. На данный момент у нас сложилась устойчивая аудитория — наши встречи посещают более ста человек, масштабнее, наверное, не выйдет, вместимость зала не позволяет.

 То есть новосибирцы интересуются живописью и готовы просвещаться?

Да, и не только новосибирцы. Если бы у нас была возможность ездить в другие города, например, в Томск, то людям это было бы интересно. Люди тянутся к искусству. Посетители галерей чаще всего не понимают смысл картин: не только ведь история их создания играет роль, но и биография автора, композиционное содержание и колористическое решение. А если всё это доносится до аудитории на фоне выставки произведений художника... Внутреннее наполнение, таинственный и скрытый смысл картин становятся видимыми для людей.

 Затронем интересную и больную для нашего города тему. После одной из арт-встреч Вы сказали, что в Новосибирске нет единого культурного пространства. Это действительно так?

Я считаю, что так и есть. Все направления искусства, будь то музыкальное, изобразительное или драматическое, живут разрозненно относительно друг друга. Искусство должно быть взаимопроникающим. Многое изменилось, и сейчас уже не те времена, когда русские меценаты устраивали встречи поэтов, музыкантов, художников и писателей. Конечно, этого в нашем городе нет. И неудивительно, ведь Новосибирск не имеет какой-либо серьёзной культурной основы — история города насчитывает чуть больше ста лет, это очень мало для образования качественной культурной среды. 

Конечно, Новосибирск быстро растёт, число жителей города близится к двум миллионам, но большинство из них оторваны от культурной жизни города.

Виной тому то, что город разбросан на огромных площадях, а культурное ядро находится на правом берегу, причем в самом центре — от площади Свердлова до площади Ленина. У многих людей просто нет возможности прикоснуться к прекрасному. Тем более что практически все мероприятия проходят в вечернее время.

 Арт-встречи, которые проводятся в Центре искусств, отчасти решают эту проблему?

Встречи — лишь капля в море. В городе полтора миллиона человек, мимо нашего баннера, висящего в метро на станции площадь Ленина, проходят тысячи людей, но на арт-встречах присутствует максимум сто пятьдесят человек. Процентное соотношение очевидно. В этом и ответ на вопрос, решаем мы проблему или нет. Кому-то элементарно неинтересно развиваться в этом направлении, кто-то, возможно, даже не знает, что такой формат существует в городе. Сейчас ведь и по телевидению ничего стоящего не показывают — ни спектаклей, ни пьес, ни концертов симфонических оркестров. В этом смысле Новосибирск будет ещё очень долго идти по пути приобщения к культуре.

 Но дело ведь и в людях тоже? В их заинтересованности?

В первую очередь в людях. Сейчас на первый план выходят совершенно другие вещи, система ценностей деформирована. Изменения в головах людей всегда влияют на культурную ситуацию в городе или стране. Дети в наше время не мечтают стать лётчиками, например, это касается и таких профессий, как художник или писатель. Наверное, потому, что многие понимают, что в этой сфере вряд ли можно зарабатывать так, чтобы жить, не нуждаясь абсолютно ни в чём. Деньги — движущий механизм этого века. Большинство людей не видят счастья в созидании и погружении в культуру, забывая, что человек, не испытывая переживаний, не понимая глубоких вещей, живёт неполноценно. 

 Раз зашёл разговор о деньгах, то у меня к Вам следующий вопрос: возможно ли, будучи художником, занимаясь искусством, чувствовать себя комфортно в современном мире?

Давайте обратимся к тому, что сказано уже давно: всё прекрасное внутри нас. Для художника, который может называться им по праву, истина такова. Причина в том, что подлинные смыслы зрелого человека — внутри него самого. Набравшись жизненного опыта, поняв, в чём ценность, человек получает удовольствие от того, что создаёт. Талантов в мире очень мало. Человек, который может аккумулировать в себе всё сущностное и ценностное, редок.

 Александр, если вспомнить начало прошлого века, то на ум сразу приходят имена знаменитых художников и писателей: Дали, Пикассо, Хемингуэй. Вспомнят ли через сто лет кого-нибудь из нашего времени?

Безусловно. Люблю повторять знаменитую фразу Есенина: «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии». По прошествии времени талантливые люди выкристаллизуются, и общество научится воспринимать их искусство, поймёт, что их предки оставили богатейшее культурное наследие.

 В Новосибирске нет условий, чтобы заниматься искусством полноценно?

Об этом и речь. Чтобы создать условия, для начала нужна, например, оранжерея. Но в это никто не будет вкладывать средства. Возможно, кто-то покупает работы двух-трёх конъюнктурных новосибирских художников, но это, скорее, исключение из правил. Общего интереса и стремления, к сожалению, абсолютно не наблюдается. Подъём культуры возникает на волне спроса на произведения искусства. Это взаимозависимый процесс. Новосибирск — это место, где ещё долго ничего не «вырастет». А люди, пытающиеся что-то изменить, тут же уезжают туда, где комфортнее и проще. Трагедия нашего города ещё и в том, что достойные люди или чувствующие в себе потенциал понимают, что здесь они его в полной мере реализовать не могут. Сюда приезжают люди из маленьких городов, чаще всего малообразованные. Город превращается в перевалочный пункт. Ничего не может возникнуть просто так, и для искусства нужна плодородная качественная почва.

Фотографии предоставлены Александром Таировым.  
Поделиться
Мне нравится статья! 4

реклама

ВКонтакте Instagram Facebook