Стиль жизни \ Культура

Делай громче! Музыка Новосибирска, часть I

Валерия Куц

Мне нравится статья! 1

Без неё не представишь Вселенную, город, себя. А если представишь, то это будет безатмосферная, тусклая, немая история. История без музыки. История не про Новосибирск, в котором звучит так много интересного, разного и сильного. Кто и как задаёт мегаполису ритм и наполняет его клетки особым кислородом? Сегодня на VOLNA magazine — музыкальные группы города: о себе, творчестве и слушателях.

«Платья за 130»

«Три года назад решили попеть, — говорит лидер группы, режиссёр театра «Красный факел» Анна Морозова. — Попеть песни, которые нам нравятся». 

Желание «просто попеть» подарило новосибирской публике энергичный, задорный, очень живой и необычный музыкально-театрализованный коллектив в главных ролях с тремя девушками-солистками (театральный режиссёр Анна Морозова, актриса театра «Глобус» Марина Кондратьева и актриса театра «Красный факел» Катерина Жирова). Музыкальный коллектив назвали необычно — своё дело сыграл случай: группа искала первые наряды для выступления летом, когда у актёров время отпуска, и лишних денег на костюмы не было. Получилось найти маленькие чёрные платья за 130 рублей. Так и вышли на сцену как девушки, которые купили платья за 130. 

«Платья» на концертах исполняют не просто набор авторских песен и каверов, а дарят слушателям целые музыкально-песенные программы с интересным ироничным сюжетом. В репертуаре: шоу о том, как три девицы из маленькой деревни отправились искать по всему свету свою любимую и единственную курицу несушку, которая спонсировала провиантом всю деревеньку (сборка каверов на иностранных языках); шоу, как девицы нашли курицу, но потерялись на просторах нашей необъятной родины, и шоу о том, «как правильно страдать от несчастной любви» (саркастический, но позитивный цикл авторских песен группы от лица женщин и мужчин про расставания, встречи и всё, что до и после).

Анна Морозова: «Пробиваться, конечно, было тяжело. Мы до сих пор пробиваемся. Я думаю, нам есть куда расти, есть над чем думать. Сегодня интереснее петь авторский репертуар, а что в нём особенного в отличие от другого мирового репертуара, решать слушателям. В городе для музыкального творчества, конечно, существуют преграды с площадками для выступлений и какие-то «местечковые» разборки, которые не дают творчеству спокойно развиваться. Что касается критики, то мы холодно относимся к неконструктиву: как к похвале, так и критике. К оправданным советам — прислушиваемся. Самым большим успехом за годы существования группы я считаю победу на фестивале LENOVO VIBE Fest в этом году. Главным призом стала запись альбома на студии М.А.М.А Игоря Матвиенко. Сейчас мы как раз работаем над этим».

Сегодня девушки взяли перерыв на переосмысление. Группа ушла на ребрендинг. О том, что будет дальше, и о чём мечтают, стараются не говорить. 

«Сейчас мы сами хотим понять, что и как будет», — замечает Анна, — Каждый человек о чём-то мечтает, но часто не говорит об этом, так и музыкальная группа.

«Штрих Кот» 

Необычно, со вкусом, интересно, танцевально — всё это группа «Штрих Кот», исполняющая с 2006 года для новосибирцев нео-свинг. Попав на концерт коллектива, можно услышать танцевальный джаз, кавер-версии на популярные, современные и ретро композиции российской и зарубежной эстрады в необычных стилях. 

Создатель группы Андрей Шепелев говорит, что название «Штрих Кот» — это некая шутка, игра созвучия. «В самом начале мы пытались исполнять рокабилли, а тогда самой известной в мире рокабильной группой была группа Stray Cats («Дворовые коты»), котами в Америке называли стиляг, — вспоминает лидер коллектива. — На момент создания коллектива «Штрих Кот» я уже много лет работал музыкантом, и мне не нравилось, что в Новосибирске все играют одно и то же, под копирку. Хотелось сделать что-то интересное, а любимая музыка была свинговая, джазовая и рокабильная. В то время (в 2006 году) было очень трудно развивать и удерживать группу, играющую такую музыку. В это направление никто не верил. Никто не представлял, что оно может работать, что на этом можно зарабатывать. Говорю «зарабатывать», потому что музыканты всё же живут этим. В общем, буквально через год группа вышла на уровень востребованности, мы всё-таки привнесли своё! Самым большим нашим успехом я как раз и считаю то, что мы играем нестандартную музыку, не на потребу публики. Играем просто музыку, которая нам нравится, можем этим жить, держимся уже шесть лет и зарабатываем столько же, сколько все остальные. 

Если говорить о планах «на столицу», то нужно сказать, что в любом городе (и в Новосибирске, и в Москве) интересный проект поднять трудно. В столице даже сложнее, так как там большая конкуренция. Новосибирск — хорошая площадка для развития группы, так как у нас много живой музыки, и здесь готовы её слушать и любить. Наш город такая же музыкальная столица, как Москва и Питер, поэтому уезжать смысла не видим.

Сегодня в наших планах исполнять свинг. Сейчас создаём репертуар ближе к рок-н-роллу. Будем проходить новый этап того, как заинтересовать публику. А вообще, моё мнение такое — если что-то делаешь честно и интересно, то народу будет нравиться, народ будет покупать. У нас критика бывает нечасто. В основном, публика остаётся довольна, даже та, которая сначала расстраивается, что не услышит своих любимых хитов 70—90-х. Музыка танцевальная, поэтому люди удивляются тому, что они весь вечер зажигали под джаз, и им это, как оказалось, нравится. Мы максимально честно стоим на своём репертуаре. Самая же лучшая награда для музыканта — когда публика довольна. Какую бы сложновыдуманную музыку ты не играл, как хорошо бы этого не делал, если публика недовольна, то это плохо для всех. Отдача аудитории — самое главное».

Х+Files 

Бойз-бенд Х+Files впервые вышел к новосибирской публике в 2011 году и сразу показал городу новый уровень поп-музыки — энергичный, стильный, качественный. В 2015 году клип на одну из песен парней занял третье место в чарте канала «МузТВ». Создатель коллектива Павел Мычко известен в мире шоу-бизнеса как продюсер, режиссёр, директор многих проектов, среди которых — балет FLEXX5 Show. 

Алексей Митис: «В 2010 году мы начали создавать группу. Тогда я работал у Павла на студии саунд-продюсером. Начиная делать музыкальный проект, мы объявили кастинг на роль второго солиста — так пришёл Сергей Бельских. Он профессиональный музыкант, я — вокалист, раньше пел в группе «Сезон дождей». Как раз на угасании этого коллектива мы и решили сделать новый бойз-бенд. Год готовили материал (мы являемся авторами нашей музыки, а английские песни для нас пишут английские коллеги). В 2011 вышли на сцену, и с того момента всё плавно, на взлёт: баннеры по городу, ротации на радио, эфиры. В 2012 году получили титул «Лучшая группа Сибири 2012 года» от одной из московских организаций. Сегодня нам шесть лет, песни разошлись по Новосибирску, и это радует. Да и в принципе, потолок развития в этом городе уже достигнут. Музыкальной группе трудно здесь в плане нехватки телевизионной и радио поддержки. Нет, так скажем, рупора, а без него нужна постоянная наружная реклама, например, а это сложно. Если в Москве продюсер вложил в группу, то всё пошло и поехало, у нас же постоянно нужно придумывать что-то ещё. Не изменилось пока у людей и отношение к городским мероприятиям. Для того чтобы пришёл народнужно написать на баннере, что приедет московская звезда. Можно сказать, что пока здесь так не ценят «своих», как приглашённых, даже чуть-чуть засветившихся на центральном ТВ. Конечно, у нас есть мечта, в планах — поездки в Москву, гастрольный тур.

Если говорить о критике, то она была в самом начале и касалась того, что мы якобы создаём музыку для маленьких девочек-подростков, но на самом деле это не так. Конечно, на концертах не видно девушек лет 25-30. Это понятно, потому что в таком возрасте они уже не будут ездить за нами в гастрольный тур и махать плакатами, им достаточно знать о наших песнях, скачивать их и слушать. Мы стараемся делать музыку хорошего, европейского уровня. Самая важная критика — это критика продюсера. Благодаря ей мы и выросли профессионально. Что главное для нас в выступлениях? Точно не деньги. Даже не песни. Главное — встреча со слушателями, обмен эмоциями. Творчество ведь не вечно, оно существует в момент концерта, поэтому этот момент для меня, например, каждый раз как последний. Если бы это было неважно, мы бы просто занимались бизнесом звукозаписи».


Фотографии предоставлены героями статьи.

Поделиться
Мне нравится статья! 1

реклама

ВКонтакте Instagram Facebook