Стиль жизни \ Культура

Основы
детского
этикета

Юлия Кайлубаева,
младший редактор

Мне нравится статья! 8

Специалист по этикету Екатерина Сартакова — частый гость на страницах VOLNA magazine, и сегодня мы поговорим об особом направлении — детском этикете. Выясняем, что входит в это понятие, с какого возраста стоит начать уделять правилам повышенное внимание и насколько «лишними» являются эти знания для ребёнка.

 Что вкладывать в понятие «детский этикет»?

Детский этикет — точно такой же, как и взрослый, только мы подчёркиваем целевую аудиторию. Первое — это привитие ребёнку правил, которые помогают ему быть уверенным в себе, чувствовать себя комфортно. А это значит, что и другим людям становится с этим ребёнком комфортно. Второе — это привитие коммуникационных навыков, когда ребёнок знает как к кому обратиться, что он может спросить, а что ему спрашивать сейчас не стоит и т.д. Это также эстетическое развитие, куда я включаю эстетику движения: то, как человек ходит, то, как садится за стол, то, как он стоит, как он двигается. Здесь речь идёт и об осанке, и в целом о движениях, насколько они плавные или резкие, и, безусловно, об улыбке. 

Ведь когда мы говорим «этикет», у кого-то создаётся неправильное впечатление, что это что-то такое высокомерное, чопорное, холодное — но это ни в коем случае не то.

Этикет — это, прежде всего, хорошие манеры, но важно, чтобы человек оставался самим собой и при этом не переставал чувствовать грань такта и вежливости.

 А где черта, за которую невежливо заступать?

Как у нас говорят, воспитанный человек — не тот, кто не прольёт соуса на скатерть, а тот, кто этого не заметит. Важно в некоторых ситуациях сделать вид, что ты не обратил внимания на случайную оплошность другого человека. В том числе некрасиво и неправильно по этикету указывать человеку на недостатки или на неправильное выполнение его действий, недопустимо отчитывание другого человека при третьих лицах. И это всё ребёнку надо прививать с детства.


Екатерина Сартакова,

специалист по этикету

 Есть такие простые нормы в воспитании: например, вести себя тихо в театре, не чавкать за столом, не перебивать взрослых и тд. И это, на мой взгляд, очевидные моменты для всех. А где начинается этикет (о котором мы говорим)? Ведь это понятие наверняка шире обычных знаний о вежливости, поведении.

Шире, чем люди представляют. Вежливость (как мы детей учим) — это, например, поздороваться, уступить место, пожилому человеку помочь, не кричать в театре или ресторане, не чавкать за столом и т.д. — это верхушка айсберга. И как раз это и есть тот момент традиций, который мы потеряли. Если ввести в поисковой строке браузера «что такое воспитание», он выдаёт, что под воспитанием понимают передачу от поколения к поколению знаний, умений, навыков социального поведения, нравственных норм. То есть это накопленный человечеством опыт, духовное наследие. И это есть этикет. И получается, что воспитание — это база, которую родители дают ребёнку. Либо иногда ребёнок сам каким-то образом перенимает её из общества.

 Для чего вообще ребёнку нужен этикет? Не «забираем ли мы у него детство»?

Детям так проще! И правила этикета не мешают, а, наоборот, помогают ребёнку в любых простых ситуациях, ведь он уже знает как себя вести. Поэтому с 3-4 лет можно детям прививать эти правила. Ведь чем ребёнок взрослее, тем сложнее ему переучиваться. Да и знания эффективнее принимаются, когда есть интерес, а в детстве ребёнку интересно всё новое. Воспитание растёт вокруг хороших манер, в свою очередь, хорошие манеры — это этикет. У ребёнка детство забирать не нужно, но родители за этот время в естественной среде могут дать ему очень многое!

 Какие направления особенно полезны детям?

Выделить не могу — все полезны! Например, дресс-код: где и какой стиль в одежде уместен, столовый этикет, приветствие, прощание, как подружиться с новым человеком и многое многое другое. Важно получать знания в комплексе.

 С какого возраста ребёнок готов «воспринимать» такую достаточно сложную информацию? И как её «разделить» по возрастам?

По возрастам делить не нужно. Этикету можно обучать, как я выше говорила, с 3-4 лет, а в 7 лет дети уже должны обладать базовыми знаниями: уверенно пользоваться столовыми приборами, знать, как правильно руку подать, в каких ситуациях стоит уступить место, в каких нет, и т.д. И конечно, подача материала для детей 7 и 14 лет будет разной. А ещё важно помнить, что дети учатся тому, что видят дома.

 Получается, в первую очередь пример для детей — это родители.

Да, верно, начинать нужно всегда с самих себя. Изменение мира всегда начинается с самих себя. Всегда своим ученикам говорю: знать — это одно, применять — другое. Знания без применения — не стоят времени, потраченного на эти знания. Поэтому родителям необходимо работать над этим, не только на словах, но и на деле.

 Увеличилось ли количество запросов об уроках детского этикета в последнее время? Можно сделать вывод, что родители стали больше интересоваться этой темой?

Сложно ответить. Сейчас, конечно, запросов стало больше, но интересно, это влияние современной моды на разные тренинги/семинары/занятия или же родители приводят детей, так как хотят получить знания именно в этой области.

 Даже если направление детского этикета — дань моде, это тот случай, когда мода очень конструктивна. 

В России всегда были традиции. Хорошее образование у нас в генах. Умение держать себя в обществе — выгодное отличие, и за это отличие я борюсь, чтобы мы, как нация, возродили наши традиции, которые нужны и важны.

При Николае II, поскольку его жена Александра была внучкой английской королевы, во дворце был присущ английский этикет, а потом наступил 1917 год, революция, и этикета не стало, мы потеряли весь накопленный опыт. Книги сжигались, правила этикета рассказывали шепотом, кто выделялся знанием, стал врагом народа. И я всегда привожу исторические справки, рассказываю, как было, как стало. И почему так нужно и важно возрождать традиции и знания. И что это зависит от каждого из нас.

Фото: Bona Soetirto

Поделиться
Мне нравится статья! 8

реклама

ВКонтакте Instagram Facebook