Стиль жизни \ Культура

Смотреть и видеть.
Фестивальное кино

Юлия Кайлубаева,
младший редактор

Мне нравится статья! 12

Существует немало споров о том, что такое «фестивальное кино». Для многих это «ленты для продвинутой, особо мыслящей, интеллектуальной публики». Снобизм в какой-то степени. Кто-то определяет это понятие как «кинокартины ради премии». Но при этом нельзя сказать, что всегда такое кино — достойное, ведь наличие приза или участие в фестивале не обязательно предполагает художественную ценность. А потому все участники различных фестивалей — неоднородны и неоднозначны. В нашем городе площадкой, где можно увидеть кино не для широкого проката, является кинотеатр «Победа». Для кого и зачем эти показы, мы расспросили программных директоров кинотеатра Никиту Поршукевича и Максима Селезнева.

  Что означает определение «фестивальное кино»? Есть ли сейчас вообще этот термин, ведь в последние годы на мировых фестивалях можно увидеть и кассово успешные фильмы, и анимационные. 

Фестиваль — это такой способ смотреть кино. Вот можно смиренно подбирать всё, что выйдет в большой прокат, или подобно горнорабочему копаться в залежах интернета, а можно отнестись к фильму как к событию. Из отдельных событий складываются целые истории, маршруты путешествий — так и появляется фестиваль. Нам не очень нравится делить фильмы на фестивальные и массовые, арт-хаусные и мейнстримные. Это ведь очень условная и зачастую вредная сегрегация: будто бы в какой-то небесной канцелярии решают кому и в каких дозах какие фильмы прописать. На самом деле всё очень индивидуально и зависит от решений конкретного зрителя. А фестиваль на пути зрителя — это, с одной стороны, возможность открыть для себя новую тропинку в кинематографе, а с другой — устроить себе не просто очередное вечернее кино, но организовать маленькое приключение, стать частью события. 

 Для чего вы устраиваете фестивали? Этот вопрос о том, имеют ли показы коммерческий для кинотеатра интерес или это больше имиджевая часть. 

Как бы пафосно это ни звучало — всё от влюблённости в кино. Конечно, гораздо проще было бы расслабиться и дать потоку массового проката нести нас вниз по течению. Но каждый год выходят не слишком известные картины, о которых очень хочется рассказать. Есть фильмы прежних лет, без которых немыслим мировой кинематограф, и если не возвращаться к ним, не открывать их заново для современности, то окружающий мир заметно побледнеет. Вот для того, чтобы привнести в нашу городскую жизнь свежие краски, и организуются фестивали.

 Можете ли вы отказаться от показа, если фильм на общественно острую тему или имеет яркую политическую окраску

Всё зависит от художественной ценности фильма, качества производства, общественной значимости. Если фильм помогает привлечь внимание к определённой проблеме, то почему бы его не показать. Так было с французским фильмом «1+1». Это был специальный благотворительный сеанс, направленный на помощь людям, которые не могут самостоятельно передвигаться. Эффект был потрясающий: нам удалось собрать значительную сумму на покупку колясок.  

 Фестивали — это фильмы для определённой аудитории? Или же вы бы хотели видеть увеличение числа зрителей? 

Не хочется никого разводить по загонам и заниматься расклейкой бессмысленных бирок — «кино для всех», «кино не для всех». Конечно, та или иная фестивальная история кому-то приглянется больше, а кому-то меньше. Но никаких ограничений, никакого непреодолимого входного порога в фестивальное кино нет. Мы отбираем программы, которые важны и интересны здесь и сейчас. Поэтому игнорировать их — означает упускать значительный кусок жизни, интересный и зачастую уникальный опыт.

 Ваш зритель — один и тот же круг людей?  

Мы не клуб по интересам, поэтому «один и тот же круг людей» даже в теории нас не устраивает. Каждый житель города может найти в Победе что-то для себя. Например, на прошлой неделе в прокате демонстрировались психологический триллер Пола Верховена «Она», документальный «Бал» о моде и российская комедия «Жених». Мы не работаем на определённого зрителя, но, как культурный центр, стараемся его воспитывать. У нас запланированы программы ко Дню российского кино и Дню знаний. Они подобраны таким образом, чтобы зритель мог посмотреть как знаменитые шедевры, так и малоизвестные, но от этого не менее интересные фильмы. 

 Вам интересна обратная связь после показов: впечатления, обсуждения? Получаете её? 

Общение, разговор — это вообще одна из важнейших составляющих жизни кинотеатра. Сегодня каждый из нас волен посмотреть фильм у себя дома, оставшись один на один с экраном своего ноутбука. А кинотеатр — это особое место для живой и тёплой встречи. Не только с фильмом, но и с людьми — другими зрителями, режиссёрами, актёрами, киноэкспертами, самыми разными рассказчиками, за каждым из которых своя человеческая история. В этом одна из наших целей — сделать кинотеатр местом пересечения множества рассказов, личных историй.

 Российские ленты пользуются успехом? Правда, впечатление такое, что только дикие, печальные, тяжёлые фильмы снимают. 

У российских фильмов очень проблемные связи с реальностью. Да, некоторые картины съезжают на интонации всенародной скорби, другие (и таких сегодня большинство), наоборот, словно накачаны симуляторами — преувеличенная весёлость, суматошность, попытка бодриться и не замечать ничего вокруг. Какого-то среднего сегмента, историй, которые бы рассказывали о жизни просто, без трагического надрыва, но и без неестественной хохотливости, у нас почти нет. Эта пресловутая печальность возникает чаще всего не от желания кинематографистов принять глубокомысленный вид, а из той самой пропасти между кино и зрителем. Мы давно разучились видеть и узнавать свою жизнь на экране. И пока не сделаем усилия, так и останемся обречены на пустые комедии и утяжелённые драмы. 

 Что хотелось бы улучшить, чего достичь в направлении фестивалей? 

Наша задача — обогащать зрительский опыт жителей Новосибирска и не только. Так, к нам приезжают из Томска, Кемерово, Барнаула только ради того, чтобы сходить на сеанс TheatreHD или посмотреть фестивальный фильм. Фестивали в Локарно и Роттердаме имеют свою богатую историю, свои традиции, своё лицо. Нам бы очень хотелось привезти их. Они — своего рода альтернатива гламурным Каннам и Венеции. Новосибирский зритель почти не знаком с богатейшим кинематографом Японии, до сих пор в городе не проводилось ни одной толковой ретроспективы. И так можно перечислять очень долго. Проблема в культурном запросе, в желании горожан смотреть сложное и умное кино. Пожалуй, это единственное, что нас тормозит. Всё остальное решаемо.


Фотографии предоставлены кинотеатром "Победа".

Поделиться
Мне нравится статья! 12

реклама

ВКонтакте Instagram Facebook