Стиль жизни \ Культура

Сильная женщина плачет у окна...

Анна Горбунова

Мне нравится статья! 0

3 и 4 октября на сцене театра «Красный факел» представили премьеру «Жанна» по пьесе современного драматурга Ярославы Пулинович. Откровенный и жестокий спектакль смотрела Анна Горбунова.

— Застрелится, наверное, — размышляет в антракте одна из зрительниц, рассматривая опросник, который на входе вручали каждому пришедшему на премьеру. «Поддерживаете ли вы Жанну в ее финальном поступке?» — и два варианта ответа на отрывных краях бумажки. И пусть вопрос оказался совсем о другом решении главной героини, кстати, додуманном режиссером Константином Колесником...

Железной Жанне, кажется, и правда только что стреляться. Поймав волну 90-х, она сколотила имя и капитал, «с рабочими матом ругалась», «с бандитами водку стаканами пила», несколько раз начинала с нуля... а ради чего? Чтобы стоять перед окошком недостроенного особняка и в тишину каменных стен повторять себе: «Если ты заплачешь, я тебя убью».

В предпремьерных интервью автор постановки признавался, что увидел в тексте драматурга Ярославы Пулинович больше, чем просто историю успешной бизнесвумен. И кажется, что речь идет о трансформации образа современной женщины вообще. Женщины, которая решила, что она сильнее мужчины. Или точнее — женщины, которая не может простить мужчине его слабость и эгоизм.

Каждая новая победа Жанны превращается в месть умершему отцу, который при жизни бросил, забыл, не оценил. Представительницы сильного пола в спектакле несут на себе, как крест, несостоятельность мужчин. Ненавидят этот груз, но не собираются от него отказываться. Ольга (Татьяна Классина), коллега главной героини, делает карьеру взрослому племяннику. Юная Вика (Екатерина Жирова), начинающий сотрудник империи Жанны, узнает, что будущий муж совсем по-женски от обиды уехал к маме.

При этом спектакль держится на плечах актрисы Елены Ждановой. Кажется, к образу «железной леди» она готовилась весь прошлый сезон. Ее Дина Федоровна в постановке «Пришел мужчина к женщине» также долго не могла принять мужчину с его слабостями. А образцовая мать из «Женщины, которая вышла замуж за индюка» не давала спуску целому семейству — сутки напролет подгоняла поведение домашних под каноны правильной жизни. Но в обоих случаях в финале к ним возвращались искренность и человечность. А для Жанны эти чувства — только бреши в кольчуге. В интерпретации Колесника, она скорее станцует бешеный танец на костях личного счастья, чем позволит себе быть слабой.

Остальные режиссерские решения неоднозначны. Константин Колесник сделал очень натуралистичный, в прямом смысле оголенный спектакль. Оценивать мужской стриптиз или откровенный парный танец, в котором Вика - Жирова играет почти распятие женщины, вряд ли имеет смысл. В конце концов, грань между откровенностью и пошлостью (не с точки зрения морали, а режиссерского вкуса) сугубо индивидуальна.

Единственное, что можно добавить: в случае этой постановки серьезно стоит отнестись к ограничению «18+».

Фото: Фрол Подлесный 
Поделиться
Мне нравится статья! 0

реклама

ВКонтакте Instagram Facebook