Стиль жизни \ Место

Место — магазин «Продукто!». Евгений Бойков: эксклюзив и немного хайпа

Анна Горбунова

Мне нравится статья! 0

В социальных сетях магазин «Продукто» — герой, даже более популярный, чем некоторые местные «звёздные» аккаунты. Для модных и смелых этот «продуктовый магазин у дома» превратился в объединяющую площадку: купить шоколадку из штатов, сделать яркий снимок и поставить хештег с названием магазина — значит стать частью продвинутой городской тусовки. О поколении новосибирцев, остро чувствующих разницу между классной идеей и «пустышкой», и новом типе предпринимателей, которые способны говорить с аудиторией на одном языке, VOLNA magazine рассказал владелец «Продукто» Евгений Бойков.

 Жень, почему продуктовый бизнес? Сложно представить молодого человека, который грезит работать в этой сфере.

Я давно заметил, что в городе есть классные кофейни, бары, но нет крутых маленьких «магазинов у дома». Было очевидно, что можно сделать какой-то проект в этой сфере, потому что покупка продуктов — тема вечная. Это уже потом мы пришли к продаже эксклюзива: сначала это были штучные вещи, мы этим увлеклись, теперь в неделю по 5-10 новинок привозим. 

Позже я понял, почему никто до этого не пытался сделать такой проект, хотя подобные магазины есть в Европе, в Америке. С одной стороны, правда, считается, что продуктовый бизнес — это не круто. И те, кто предпочитают возить продукты вагонами, уверены, что это низко рентабельно: все делают деньги на водке, а остальное — для галочки. С другой стороны, у нас в стране, в том числе в Новосибирске, есть особенность — все идут по проторенным дорожкам, типа: попёрли суши, давайте везде делать суши. В итоге их открывают даже в самых убогих местах, уже работать невозможно, рынок перегрет, но всё равно все туда прут. Или кальянные те же: в Москве нет столько кальянных, сколько у нас. Люди видят успешные проекты и начинают повторять. 

 Но почему-то «клоны» вашего магазина пока не появляются. 

Тут два момента. Например, кофейню открыть значительно проще, просто с точки зрения стандартов. Плюс, до нас в стране не было франшиз продуктовых магазинов такого формата. Если молодые ребята без опыта и капитала попробуют такой проект с нуля сделать, им будет очень сложно. Поэтому и не пробуют.

 Погоди, вы-то как раз и были молодой командой, которая без капитала и опыта начала строить бизнес с нуля. Вас же это не остановило.

Мы не с нуля, а с минуса начали — оставался долг после прошлого проекта. (улыбается) На самом деле, я бы не сказал, что у нас совсем нет молодых команд, которые начинают с нуля. Просто они работают в других нишах: те же «Перемен», «Шишка». Последние сотрудничают с отечественными дизайнерами и боятся, что может открыться подобный магазин в более удачном месте и их убить. Но этого не происходит — они всё равно остаются эксклюзивным маленьким магазином. В этом сила узких ниш. У нас то же самое. Существуют опасения, что кто-то с большими возможностями попробует нас задавить, но пока есть даже партнёрский интерес со стороны больших сетей.

 Что их в вас привлекает? 

Главное преимущество, которое крайне сложно воспроизвести, —взаимодействие с покупателем. В гипермаркете к тебе точно никто не подойдёт, не сможет посоветовать, сориентировать. Многие из продуктов никто из сотрудников даже не пробовал. А вдруг это ерунда какая-то? Мы не боимся выкидывать товар с полок, если это «шляпа». 

 Мне кажется появление вашего проекта симптоматичным: в городе как будто начался бум на маленькие заведения со «своей атмосферой». Как думаешь, можно ли эту установку на создание чего-то своего, особенного, крутого назвать тенденцией? 

Надеюсь, что это тенденция. Другая проблема, что люди вокруг не всегда понимают, насколько сложно сделать что-то качественное, что-то «как в Европе». Там есть культура и финансовые инструменты для таких вещей. А тут ты начинаешь прививать культуру, зачастую не имея общественного одобрения, потому что для многих предприниматель — козёл, который наживается на народе. Поэтому ценно, что такие проекты появляются. Важно ещё, что в Правительстве, когда в стране кошмар этот начался, начали говорить о том, как важен малый бизнес. Если подумать, мы, например, за год заплатили больше миллиона рублей налогов, создали рабочие места и сделали вклад в городскую среду. Так это один маленький магазин, который стартовал с минуса без поддержки государства.

 Но как раз вы выбрали очень понимающую аудиторию. Расскажи, что это за молодёжь такая, которая в кризис может позволить себе брендовые, эксклюзивные продукты?

Дело даже не в деньгах. Я бы разделил покупателей на две группы: первая покупает калории, второй важен не столько продукт, сколько легенда бренда, дизайн. Часть людей покупает даже не товар, а снимок в Instagram. И в этом нет ничего плохого. Это неотъемлемая часть приобщения к неким группам: кто-то хочет быть модным, кто-то спортивным или ещё каким-то. И ради этого многие готовы отдать условные 500 рублей, из которых сам товар стоит 100, а его легенда, хайп — 400. 

 Но от того, что ты купил бутылку воды модной марки, сам-то ты круче не стал. Самообман выходит. 

В каком-то смысле, да. 

 Получается, ты продаёшь модный, стильный «опиум для народа»? 

Слушай, так можно о чём угодно сказать. Оттого что ты просто покупаешь банку EnergyDiet, ты не становишься стройнее. Если ты купил скейт, ты не стал экстремалом. Раньше люди из-за своих взглядов и идей стрелялись на дуэлях. Смысл почти тот же, просто сейчас форма немного трансформировалась. На мой взгляд, не в худшую сторону. И кстати, многие приходят к нам не только ради хайпа, а чтобы, например, расширить гастрономический кругозор. 

Хотя и в выпендрёже нет ничего плохого или хорошего: он был сто лет назад, будет и через сто лет после нас. Можно закрывать на это глаза или бегать и возмущаться, а можно просто с этим работать.

 Если мы говорим о хайпе в любой сфере, неважно применительно к хип-хоп музыке или продуктам, есть обратная сторона — агрессия, неприятие. Сталкивались с ней? 

Когда мы только открылись. У нас были большие амбиции, потому что мы понимали, как будет выглядеть «Продукто!» через полгода. Покупатели, естественно, не могли так далеко заглядывать и видели недочёты, ошибки. Но сейчас я с подобным вообще не сталкиваюсь. Бывает, просто скажут, что всё слишком дорого и уйдут, но мы на это внимания не обращаем: есть дорогие товары, а есть низкие цены, например, на хлеб и молоко. Но люди иногда не успевают это рассмотреть, им кажется, если в магазине чистый пол, а в зале работают приветливые продавцы, которые готовы проконсультировать, то в этом месте всё запредельно дорого. 

 Вероятно, это реакция людей старшего поколения. Вряд ли молодых такие вещи останавливают. 

Видишь, молодёжная аудитория вообще финансово свободнее: у неё ещё нет ипотек, обязательств перед семьёй. Ребята могут за три дня потратить все деньги, а оставшиеся 27 ждать стипендии. Есть ещё особое поколение совсем молодых, которые в скором времени нас всех за пояс заткнут. Они в школьные годы уже понимают, как что-то купить, продать. 

 То есть во всей этой истории с продажей продуктов тебя больше всего вдохновляет работа с людьми? 

На самом деле, бизнес — это творческий процесс. Но он становится таким, если ты получаешь кайф от дела, от аудитории. У меня половина телефонной книги — номера клиентов. Но больше всего мне нравятся эти два молодых поколения: те, кто не видел жизни без компьютеров, и те, кто не помнит себя без телефона и социальных сетей. Когда я на них смотрю, у меня глаза радуются.

 Интересно, многие наоборот ругают это поколение за то, что оно зависимо, несамостоятельно, поверхностно...

В истории человечества не было случая, когда новое поколение было бы хуже предыдущего. Те, кто это не понимают, начинают вспоминать «своё время». Но когда смотришь на лучших представителей нового поколения, видишь, что они лучше приспособлены к миру, который будет завтра. Они в большей степени капиталисты, чем мы. 

Да, мы родились уже после развала СССР, мы свободно ходим по торговым центрам, но нам всё ещё стыдно что-то сделать за деньги, что-то продать. А эти ребята более самостоятельные, они взрослеют раньше, и в плохом, и в хорошем смысле.

Плюс, они понимают, что такое поддержка рублём: многие идут в «Продукто», потому что поддерживают идею, развитие. Они тонко чувствуют грань между «г..нобизнесом» и проектом с душой, отличают классные идеи от «пустышки». 

 И магазин будет расти вместе с этой аудиторией, идти за ней? 

Мы всегда на шаг впереди. Показываем аудитории, что крутого есть в мире: мониторим последние тенденции во всех сферах, от музыки до продуктов. Нас вдохновляют эти ребята, и мы ведём их за собой.


Фотографии предоставлены Евгением Бойковым.

Поделиться
Мне нравится статья! 0

реклама

ВКонтакте Instagram Facebook