Стиль жизни \ Путешествия

Лайфхаки для
путешествующих автостопом:
как бесплатно и безопасно объездить весь мир

Даша Демакова

Мне нравится статья! 20

Многие уверены, что путешествие автостопом — это нечто экстремальное, опасное и этим занимаются исключительно отчаянные люди. Мы пригласили двух опытных новосибирских автостопщиков, объездивших таким образом много стран, и узнали, какие существуют «за» и «против» у этого необычного способа путешествия.

Константин Журавлёв: Я один объехал автостопом 40 стран: на следующий день после увольнения поехал в своё первое путешествие (Западная Россия, Украина и Белоруссия), за 777 дней совершил кругосветное путешествие (5 континентов, 37 стран), провёл три года в плену в Сирии.

Екатерина Николаева: Посетила 7 стран автостопом: Украина — Белоруссия, Бразилия — Уругвай и Доминиканская республика — Куба — Мексика. Путешествую я только с людьми, одна автостопом никогда не ездила.

 Самый опасный случай во время путешествия?

Костя: Стоит упомянуть Сирию, туда я тоже поехал автостопом. Я попал в плен, просидел в нём 3 года, нас бомбили с самолётов, бомбы взрывались в 30-50 метрах от здания нашей тюрьмы. У нас вылетали стёкла, пыль, сажа, клубы дыма залетали в камеру и в какой-то момент «высасывались» обратно. Да, пожалуй, это самый опасный случай в поездке.

Катя: Один из самых впечатляющих случаев был во время одной из моих первых поездок, когда мы с другом поехали из Новосибирска в Петербург. Нас подобрал дальнобойщик, очень весёлый мужчина. И в какой-то момент он говорит: «Ребята, давайте остановимся и перекусим, у меня с собой горелка, приготовим еду прямо здесь». Мы свернули недалеко от Челябинска на просёлочную дорогу. И тут подъезжает машина (Лада), из неё выходит шесть гигантских мужиков. Наш водитель быстро нам подал знак, чтобы мы ушли. Мы сели в его машину, заперлись изнутри. И в боковое зеркало мы увидели, как ребята окружили водителя, начали «прессовать», достали нож, очень долго что-то пытались ему донести. Потом он залез в машину и с очень спокойным лицом сказал: «Ребята, покушаем в другом месте». Говорит, мол, знаете, вокруг Челябинска на объездной дороге есть мафия. (Кстати под Новосибирском тоже есть такая дорога с мафией, одна из самых опасных объездных в России), и в некоторых местах по дороге есть прибитые к деревьям дощечки с номерами телефонов: это значит, при въезде на дорогу ты обязан по этому номеру позвонить, и к тебе приедет «типа» сопровождающая машина, которая поведёт тебя по этой объездной до нужного съезда. Нужно заплатить три тысячи рублей, и за это эта машина якобы обеспечивает твою безопасность от других группировок. Но если по этому номеру не позвонить и тебя найдут ребята, которые нашли нас— ты обязан им дать десять тысяч рублей за то, что зашёл на их территорию. Наш водитель отказался платить ребятам, сказал нам, что мы быстренько поедем... И добавил, мол, конечно, есть шанс, что они нас догонят, порежут мне тент и украдут всё, что я везу. Но будем надеяться, что всё будет в порядке. Периодически он просил нас посмотреть в боковое зеркало, убедиться, что ребята отстали. Говорит, в прошлый раз они стреляли мне вслед, но может, в этот раз и обойдётся...

 Вы согласны с фразой «Пассажир — ради денег. Автостопщик — для души». То есть за бесплатный проезд нужно «платить» общением с водителем? Опишите самого интересного/необычного водителя.

Костя: Большинству водителей, да, нужно общение. Но есть понимающие водители, они видят, что стоппер устал, ему бы поспать.

Катя: Есть водители, которые, наоборот, напрягаются, когда с ними пытаются поговорить. Дальнобойщики, как правило, боятся уснуть, часто охотно идут на контакт, им нужно, чтобы кто-то рядом говорил и не давал уснуть.

Костя: Самый интересный водитель, пожалуй, тот, что подвозил меня к Дагестану. Мы много беседовали, поднимали философские темы. На его вопрос, боюсь ли я смерти, я честно ответил, что нет. Тогда он достал пистолет, приставил к его к моему виску и спросил: «Выстрелить?»

Катя: Интересных очень много. Особенно удивляют суровые мужчины-дальнобойщики, дядечки с пузиками, с которыми можно поговорить о высоком. Бывает, обсуждаем оперу, Чайковского, включим Энигму и говорим о тонком строении души.

 Как должен выглядеть автостопщик, чтобы его взяли? Обязательно стоять с поднятым пальцем вверх и табличкой?

Костя: В первую очередь он должен выглядеть опрятно, чисто. Везде есть озёра, реки, общественные туалеты, там можно постирать вещи. Длинные волосы лучше прибрать, а борода мешает автостопу (проверено). Я путешествовал без табличек, и поднятый палец не везде понимают. Желательно стоять просто с поднятой рукой.

Катя:

  • Важно для девушек: одеваться максимально закрыто, чтобы избежать плотоядных взглядов. Одежда должна быть максимально удобная. Я, например, путешествую в индийских штанах, в которых можно сесть, лечь, ничего не трёт и не давит.
  • Также автостопщик не должен выглядеть очень дорого, это может вызвать повышенный интерес к вам. Выглядеть нужно максимально прилично, но не дорого, не броско. Хорошо, если есть жилет или светоотражающие элементы, чтобы ночью вас было видно.

  • В России я никогда не стояла с табличкой, обычно это просто палец вверх, как знак того, что ты не ищешь такси или автобус. В Бразилии мы путешествовали с табличкой, так как не очень хорошо говорили по-португальски.

  • Лучше писать не конечный пункт путешествия (например, не стоит писать на табличке «Москва», стоя в Новосибирске, шансов уехать меньше), а лучше брать ближайший крупный город (например, Омск).

  • Ещё про таблички. Путешествуя по Бразилии, мы часто писали на португальском «Мы русские», это создавало интерес к нам, и люди охотно останавливались. Ещё мы стопили с российским флагом или надписью а-ля «мы хорошие, возьмите нас», иногда это помогает.

 К каким водителям лучше не садиться?

Костя: Например, останавливается машина. Ты смотришь на водителя и понимаешь, что с ним лучше не ехать. Вот лучше не садиться. Чтобы избежать некорректных ситуаций, стоит спросить, куда он едет, уточнить, что вам совсем не туда, и попрощаться. Водители в специфичных татуировках, пьяные водители — лучше не рискуйте.

Катя: Я бы не стала садиться, если в машине очень много людей. Особенно если вы путешествуете только девушками. Хотя мы как-то ехали в переполненной машине, но это была ситуация, когда совсем «не уезжалось». В Доминикане мы сели втроём (девчонками) в машину, где уже сидело три парня, и на огромной скорости нас везли до другого города. Посреди машины у них лежал гигантский обрез, наручники, мы немного перепугались, начали переглядываться, но ребята оказались адекватные. Мы вышли из машины, и они нам сказали, мол, не пугайтесь, мы просто secret police, защищаем граждан тайным образом на улицах города. Спасибо, что доверились.

 Если простояли долго и никто не подобрал... Что делать?

Костя: Два варианта: если это ночь — поставить палатку и спать, утром уехать легче. Если это ещё день — стоять и ждать, это один вариант. Второй — двигаться, сменить место дислокации, возможно, вы не там стоите.

Катя: Если вы стоите утром и никто не подбирает, это неплохо: скоро начнётся движение, поедут фуры и вас возьмут. Можно пройтись, позавтракать. Если вас хотят отвести не прямо до места, а за 20-30 км до, лучше не соглашайтесь. Могут высадить около деревни, откуда будет уехать ещё сложнее. Однажды мы с подругой поехали из Новосибирска в Екатеринбург зимой, замёрзли и решили поехать не до самого города, а проехать несколько десятков километров, в надежде поймать потом машину уже до Еката. В итоге нас высадили где-то в тёмном нелюдном месте, откуда уехать было невозможно. Мы увидели фуру на обочине и спящего в ней водителя, постучались в кабину и попросились переночевать. Если застала ночь, а вы около деревни, можно начать стучать в дома и проситься у них переночевать. Сама я так не делала, но мои друзья имеют такой опыт. Ну и конечно, вариант разбить палатку (если вы путешествуете с ней). Мы часто ставили на территории заправки, прям на травке или в лесочке.

 Минимальный набор автостопщика. Что обязательно нужно и что не нужно брать с собой? Как правильно собрать рюкзак?

Костя: Минимальный набор — это огромное желание. А дополнительно — это рюкзак, палатка, спальник, коврик (но я без него неплохо обходился). Кофта/ветровка на случай плохой погоды. У меня не было никогда запасных штанов, запасной обуви, я обходился без этого. Постирал, выжал, надел на себя, на солнце оно быстро высохнет. Для приготовления пищи на костре: металлическая ложка и кружка. Я не сторонник лекарств, всё кругосветное путешествие я не болел, поэтому здесь порекомендовать не могу. Не нужно брать сувенирчики, «побрякушки» — это очень утяжеляет рюкзак. Самый лучший способ решить, что брать — это накинуть рюкзак на плечи и погулять с ним часов пять по городу. Не стоит брать тяжёлых топоров, но возьмите перочинный ножик. Позиционируйте его не как средство защиты, а как инструмент для приготовления пищи. Я никогда не делал прививок и страховок, даже путешествуя по Африке. Подобные опасения притягивают разные ситуации, всё это влияет на подсознание, мол, я же заплатил за прививку, значит она должна окупиться... Но это мой опыт.

Катя: Возьмите шарф, даже если едете в тёплую страну. Захочется закрыться от солнца, или, наоборот, в кофте будет жарко, а в шарфе самое то. Не стоит брать что-то очень ценное и дорогое. Обязательно комплект тёплой одежды, комплект летней одежды. По Доминикане-Мексике-Кубе мы путешествуем с гамаком, просто натягиваем его между деревьями и спим, очень удобно, и почки точно не отморозишь. Удобно путешествовать с поясной сумкой для ценных вещей (ключи, деньги, паспорт). Удобно брать флешки/диски со своей музыки, часто водители просят послушать вашу музыку, так как устают от своей. Если вы собираетесь путешествовать автостопом первый раз — посмотрите видео, как собирать рюкзак в путешествие, очень много полезного.

 Как выбрать время/место, чтобы «стопить» успешно?

Костя: Время — восход солнца, потому что на восходе солнца отправляются междугородние рейсовые машины. Ночью парню остановить машину очень сложно, девушке — проще (без дальнейших неприятных последствий), и вообще, парню с девушкой стопить проще. Место — здесь срабатывает простое правило: машины не останавливаются там, где не положено по правилам дорожного движения. На мостах, где запрещена остановка, перед ГАИ — машины там не останавливаются. После ГАИ — да, остановятся. Сложно поймать машину на подъёме или спуске с горы, на автобусных остановках. Идеальное место для автостопа: после ГАИ, на вершине холма, когда у машины минимальная скорость, либо за поворотом.

Катя: Есть сайт hitchwiki.org, на котором очень много информации именно по местам/трассам, удобным для автостопа. Также советы по транспорту, по дорогам на разных местностях, в какое время начинать стопить, когда начинается траффик и т.д. Есть такой трюк: стоять в разных местах недалеко друг от друга. Это работает. Например, едет водитель, видит первого, не успел среагировать, а довезти готов. Видит второго и останавливается. Удачно стопить на заправках, около крупных магазинов. Лучше выбирать более популярную дорогу, чем короткую сельскую. Даже если вы сделаете небольшой крюк. Иногда бывает, что полицейские помогают уехать. Однажды они останавливали машины и спрашивали, куда едет водитель. Мы подсели к тому, кто ехал в нужном нам направлении.

 Чем отличается автостоп в России от других стран?

Костя: В России автостоп нормальный, но не самый лучший. У нас удобно тем, что ты можешь говорить с водителем на своём языке, а за рубежом, в Азии, в Африке, не все знают английский язык. Вообще, важно правильно произнести название населённого пункта, куда вы едете. Так в Таиланде вместо «КабИ» я пытался уехать в «КрАби», что было неправильно, соответственно, меня не понимали.

Катя: Автостоп в крупных странах отличается от автостопа в мелких. В крупных (Россия, Бразилия) чаще всего мы ездили с дальнобойщиками. В маленьких странах — автостоп на легковых машинах. В целом отношение водителей к автостопщикам очень хорошее, относятся как к гостям, стараются пообщаться, искренне интересуются вашей жизнью.

 Советы начинающим автостопщикам.

Костя: Самый главный совет: иметь огромное желание путешествовать, тогда все преграды в головах уходят. И человек может путешествовать без денег, под снегом, под дожём. Спать на улице с комарами. Все трудности затмеваются большим желанием.

Катя: Go with the flow... Дословно «следуй за потоком». Не нужно планировать своё путешествие досконально. Просто выходишь на дорогу, тянешь руку, расслабляешься, доверяешься судьбе... Второй совет — доверять себе. Если есть ощущение, что в этом месте лучше не стоять или с этим человеком не ехать — не стой и не езжай с ним. Не забывайте делиться. Водитель делится частью своей жизни, поделитесь и вы. Дорога — это уникальный обмен опытом. Совет: скачать карту maps.me. Она работает без интернета, в ней указаны все дороги, очень удобно.

Фотографии из личного архива Екатерины Николаевой и Константина Журавлёва.

Костя: https://vk.com/piligrim381
Катя: https://vk.com/katy.nikolaeva

Поделиться
Мне нравится статья! 20

ВКонтакте Instagram Facebook